БАНИ ПАРОВЫЕ РУССКИЕ

«О продолжении человеческой жизни или домашний лечебник, составленный из лучших отечественных и иностранных писателей Князем Иорфирием Енгалычовым. Статья «Бани паровые Русские»» Москва 1833 г.

Из многих опытов известно, что вода содержит в себе частицы огня и воздуха. Но сей огонь не таков, каковым видим в печах или в свече, а только существо оного и частицы его, плотно соединенные и стесненные пребывшей в воде так же как и частицы воздуха.

Сии существенности огня и воздуха разлагаются и выходят из воды, если какая-либо сила вынуждает их оставить водяной состав и распуститься в пары или превратиться в воздух.

Итак, если исследуем такое действие пары, поднимающейся от воды посредством сильного жара раскаленных камней, употребляемых в Русской бане и почерпывающих там воздух, распространяющийся в ней; или рассмотрим коликократно в один час можно так переменить сей воздух, сей пар, сей огонь, рождающийся в одно мгновение, но увидим, что во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою, действительностью и целебностью сих трех орудий, соединяющихся для укрепления, изменения и оживления тела человеческого.

Мы называем и признаем человека здоровым, когда он свободно и с твердостью может упражнять свое тело и исполнять все жизненные потребности; напротив же того признаем и называем больными производящих и само малейшее дело с отвращением, с некоторою тягостью всего тела или каких либо его частей, с болезнью, трудом или принуждением.

Состав человека таков, что он совершеннейшим здравием наслаждаясь, почти каждую минуту подвержен опасности лишиться его или привесть его в ослабление от непрестанных, хотя и к сохранению бытия столь нужных перемен в воздухе, как то: от внезапных перехождений из стужи в теплоту или из суши во влагу.

Самое первое в сих болезнях действие есть остановление нечувствительной испарины или исхождение оных неприметных паров, кои из тела нашего исходить непрестанно должны.

Когда же сии пары в теле больных, так сказать, заперты, то и болезни их ежедневно умножаются; от сего варение желудка производится медленно и несовершенно, а потому и соки в оном изготовляющиеся, несовершенны, не питают тела, не переходят в грудь, в голову, в печень, в кишки и в прочие части и разносят с собой приобретенную вредность.

Припадки, происходящие от сильных телодвижений и от внезапной перемены воздуха, от контузии и от простуды, от излишней пищи и пития и от других неумеренностей в жизни, производят расслабление, томность во всем теле и тому подобное, от чего нечувствительное исхождение паров останавливается. Легко и скоро помогающее лекарство при этом есть пар от теплой воды.

Вода плескаемая на раскаленные камни, распускается в одно мгновение в 1400 раз более пространства, занимаемого ее количеством. Пар от этого распространяется во все внутренности бани так быстро и сильно, что помрачает свет в оной; и как вода содержит в себе бесчисленное множество частиц воздушных и огненных, то, когда посредством огня делается из каменки выпал, си стихии расширяются так много, что доныне никто еще не мог какими-либо исчислениями определить сего расширения.

Сей толико действительный, столь проницающий горячий пар, коснувшись к телу лежащего нагого человека, вдыхающего столь же теплый воздух, каковым и самое его тело питается, или еще и большим, распускает кожу, умножает беспрепятственное обращение жизненных соков, способствует дыханию и делает свободным течение крови в жилах. Больной начинает тогда потеть и во всех членах своих ощущает приятное успокоение.

Сим образом производимый пар не расслабляет твердых частей тела, как пар древних Римских и нынешних Турецких бань; ибо сей пар в Русских банях, будучи составлен стихийными частицами огня и воздуха и возобновляемый по произволу, мягчит кожу и не расслабляет ее, расширяет орудия дыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части в то состояние, в коем они были прежде болезни.

Пары, производимые стихийным огнем и воздухом лучше, удобнее всех других средств. И если бы лечение оных болезней производилось употреблением бани всякие 7 или 8 часов, имея притом попечение очищать желудок промывательными, то я уверен в успехе.

В домашнюю баню не входят, прежде чем не поддадут на каменку воды и баня исполнится паром. Иногда люди в самый сильный, даже дух захватывающий жар ложатся на второй или третьей полке, где жар еще горячее. От сего у многих делается жестокая боль в голове, а у иных столь мучительная жажда, то принуждены тут же пить самую холодную воду. С такой неосторожностью употребляя баню, разрушают силы и сложение тела, и потому впадают во многие болезни, иногда же и самой смерти подвергаются.

Для устранения всякого скверного запаха и для произведения в бане лучшего воздуха весьма хорошо прежде поддать уксусом, смешанным с водою или квасом. И как иногда в большие морозы случается, что в бане на низу бывает очень не тепло и, так сказать, два различных воздуха, что для ног весьма вредно, то для сего, поддав прежде хорошенько на каменку, должно двум человекам или одному вертеть веником, отчего в бане сделается одинаковый пар и после следующего поддавания на низу уже будет теплота надлежащая.

Через три года после выходит в свет этого прекрасно составленного и оформленного лечебника князя Енгалычева, в 1836 году в Москве в типографии С. Селивановского издается двенадцать томов энциклопедии натурального хозяйства, в которую также включены сведения о русских паровых банях:

«Лексикон городского и сельского хозяйства, содержащий: собрание по азбучному порядку, общих и частных сведений, открытий и улучшений во всех отраслях хозяйства, как-то:…….Составленный Действительным Статски Советником Иваном Двигубским. Том первый А – В. Москва, в типографии С. Селивановского 1836г»